Нерациональное использование ТЭР

Остальные фотографии на Я.Фотках


Директива № 3 Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г.
Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства

Скачать direct_prezident_3.doc

Информация инспекционно-энергетического отдела (тел. 23-08-63)

Отчеты термосьемок и факты нерационального использования ТЭР

Скачать

Pravdy_49A.doc SnimokLiozno2.doc

SnimokRaikomhoz.doc

Актуальная информация

http://gosstandart.gov.by/ru-RU/energy-actual.php

Энергопаспорт потребителя ТЭР

STB1774-2010.RAR

Приложение Ш СТБ 1774-2010

Prilogenie_SH_STB_1774-2010.doc

Акция "Минус 60 ватт в каждой квартире"

 

 

 

 

 

 На сайте Витебского облисполкома

http://www.vitebsk-region.gov.by/ru/energosber/minus_60

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 1998 г. № 190-З

Об энергосбережении

Принят Палатой представителей 19 июня 1998 года
Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) <H10600162>

Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.

Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;

топливно-энергетические ресурсы – совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике;

вторичные энергетические ресурсы – энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе;

эффективное использование топливно-энергетических ресурсов – использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;

рациональное использование топливно-энергетических ресурсов – достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;

показатель энергоэффективности – научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;

____________________________________________________

Абзац седьмой статьи 1 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

нетрадиционные и возобновляемые источники энергии – источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов;

пользователи топливно-энергетических ресурсов – субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы;

производители топливно-энергетических ресурсов – субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.

Статья 2. Законодательство об энергосбережении

Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.

Статья 3. Субъекты отношений в сфере энергосбережения

Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:

добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;

производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;

реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;

информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;

разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Статья 4. Международное сотрудничество в сфере энергосбережения

Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международным правом.

Основными направлениями международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются:

взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями энергоэффективными технологиями;

участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения;

приведение показателей энергоэффективности, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, в соответствие с требованиями международных стандартов.

____________________________________________________

Абзац четвертый части второй статьи 4 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

ГЛАВА 2
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

Статья 5. Основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения

Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

приведение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;

____________________________________________________

Абзац четвертый статьи 5 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Статья 6. Государственное управление в сфере энергосбережения

Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.

Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, а также иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Статья 7. Учет топливно-энергетических ресурсов

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету.

Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учета их расхода, а также порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 8. Программы энергосбережения

Для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.

Порядок разработки и утверждения этих программ определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 9. Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения

Научно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения осуществляется в рамках государственных и межгосударственных научно-технических программ, а также инновационных проектов по важнейшим направлениям создания и внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов.

Формирование и реализация государственных научно-технических программ и инновационных проектов в сфере энергосбережения, их финансирование осуществляются в установленном законодательством порядке.

Статья 10. Нормы расхода топлива и энергии

Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии.

Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических процессов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.

Нормы расхода топлива и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.

Порядок разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Статья 11. Техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и метрологическое обеспечение в сфере энергосбережения

Требования, устанавливаемые техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к энергопотребляющей продукции, работам и услугам, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать требования актов законодательства Республики Беларусь, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и их экономию.

Показатели эффективности добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации топливно-энергетических ресурсов включаются в соответствующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации.

Показатели энергоэффективности бытового оборудования включаются в число показателей, проверяемых при подтверждении соответствия его требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

____________________________________________________

Статья 11 - в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

Статья 12. Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

Государственный надзор устанавливается за:

рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;

осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов;

соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.

Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.

Порядок осуществления государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Статья 13. Государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений

Государственная экспертиза энергетической эффективности является обязательной при добыче, переработке, транспортировке, хранении, производстве, использовании и утилизации топливно-энергетических ресурсов.

Государственной экспертизе энергетической эффективности подлежат следующие проектные решения:

проекты программ развития отраслей экономики, схемы энергоснабжения административно-территориальных единиц и населенных пунктов;

энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектно-планировочной документации на строительство новых и расширение (реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию) существующих предприятий, зданий, сооружений;

проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в сфере энергосбережения, документация на создание и приобретение новых энергоемких техники, технологий и материалов.

____________________________________________________

Абзац четвертый части второй статьи 13 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

Основными задачами государственной экспертизы энергетической эффективности являются оценка проектных решений на предмет соответствия проектируемых продукции, работ и услуг обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в части показателей энергоэффективности, а также определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.

____________________________________________________

Часть третья статьи 13 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

Порядок проведения государственной экспертизы энергетической эффективности устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Статья 14. Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций

Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии.

Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.

Порядок проведения энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 15. Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов

Государственное статистическое наблюдение за объемами и структурой потребления топливно-энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит республиканский орган государственного управления по статистике и анализу совместно с республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.

Статья 16. Образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения

Высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, а также учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке специалистов в области энергообеспечения должны предусматривать соответствующие курсы по энергосбережению.

Статья 17. Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению

Информационное обеспечение деятельности по энергосбережению осуществляется путем:

широкого обсуждения республиканских и региональных программ энергосбережения;

координации работ по созданию демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

создания на территории отдельных административно-территориальных единиц специальных энергоэффективных зон;

организации выставок энергоэффективных технологий и оборудования;

представления пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

пропаганды эффективного использования топливно-энергетических ресурсов через средства массовой информации.

ГЛАВА 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Статья 18. Источники финансирования

Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Республиканский фонд «Энергосбережение»

В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, создается республиканский фонд «Энергосбережение».

Республиканский фонд «Энергосбережение» образуется за счет поступлений в виде:

платежей за перерасход топлива, электрической и тепловой энергии сверх установленных норм (предельных уровней) потребления топливно-энергетических ресурсов;

экономических санкций за:

несвоевременную установку приборов учета расхода топливно-энергетических ресурсов;

использование топлива, электрической и тепловой энергии без утвержденных в установленном порядке норм их расхода на производство единицы продукции (работ, услуг);

нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией;

добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе в иностранной валюте);

других платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства указанного фонда расходуются на:

осуществление мероприятий и реализацию программ по энергосбережению, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

долевое участие в разработке и внедрении энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая приобретение лицензий на их внедрение;

участие в организации международного сотрудничества в сфере энергосбережения;

предоставление кредитных льгот и субсидий пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов при реализации ими мероприятий по энергосбережению;

осуществление мероприятий, связанных с развитием малой и нетрадиционной энергетики, использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;

проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование топливно-энергетических ресурсов;

____________________________________________________

Абзац восьмой части третьей статьи 19 - в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

проведение работ по энергетическому обследованию предприятий, учреждений и организаций;

долевое участие в оснащении пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов средствами учета, контроля и регулирования энергопотребления;

создание, совершенствование и приобретение эталонных установок для воспроизведения и передачи единиц физических величин топливно-энергетических ресурсов;

подготовку и переподготовку кадров для сферы энергосбережения;

организацию пропаганды и информационного обеспечения по вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

осуществление других мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Порядок поступления и использования средств республиканского фонда «Энергосбережение», управления этим фондом определяется Правительством Республики Беларусь.

Расходование средств республиканского фонда «Энергосбережение» на цели, не связанные с энергосберегающей деятельностью, запрещается.

Статья 20. Экономическое стимулирование энергосбережения

Пользователям и производителям топливно-энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению (в том числе путем производства и потребления продукции с лучшими показателями против предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации), могут предоставляться льготы в виде субсидий, дотаций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

____________________________________________________

Часть первая статьи 20 - с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З

——————————————————————————————

Если объекты малой и нетрадиционной энергетики, принадлежащие субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, подключаются в установленном порядке к сетям энергосистемы республики, то оплата поставляемой этими объектами энергии осуществляется по тарифам, стимулирующим создание таких объектов.

В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии, а также других форм стимулирования в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок принять меры по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Сделать бесплатный сайт с uCoz